К основному контенту

Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации

Монография «Конец моды: Одежда и костюм в эпоху глобализации», изданная в серии «Библиотека журнала "Теория моды"», представляет собой сборник статей историков, теоретиков моды, пытающихся поразмышлять о текущем состоянии fashion-индустрии и ее перспективах.

Поскольку для авторов сборника мода представляет научный интерес, читатель должен быть готов к наукообразному, сухому языку книги с обилием цитат, ссылок, терминов, разъяснений. Все очень близко по духу и стилю к материалам журнала «Теория моды», а основательница журнала Ольга Вайнштейн написала для монографии одну из статей.

Каждый автор исследует свою тему, и хотя пересечения и повторения неизбежны, как и стилевая разнородность материалов, общее впечатление от книги достаточно цельное. Перескажу вкратце темы, поднятые в этих исследованиях.

Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации / Под ред. А. Гечи и В. Караминас, пер. с англ. Т. Пирусской — М.: НЛО, 2020. — 288 с.

Разница между модой как идеологией, набором образов, спускаемых сверху вниз от дизайнеров к потребителям, и индивидуальной одеждой сейчас размывается. Этому способствуют такие факторы, как СМИ, интернет и соцсети, благодаря которым люди во всем мире моментально получают информацию о том, что было представлено на показах. Этому способствуют также бренды быстрой моды, которые выпускают коллекции недорогой готовой одежды с учетом всех новых трендов сразу же, почти моментально — и намного раньше, чем успевают отшить и выставить на продажу свои коллекции магазины высокой моды. Кроме того, торговля сейчас активно переносится в онлайн-пространство, которое уже способно почти полностью заменить реальный шопинг: например, виртуальные примерки стали привычными, но кое-кто идет дальше, предоставляя пользователям голографические технологии и возможность увидеть одежду на себе в виде интерактивной 3D-модели. Появляются пока единичные проекты, в которых заказ (продажа) предшествует производству, но при этом одежда шьется дешевым, массовым способом. Ведутся исследования, как новейшие технологии могут повлиять и изменить наше представление об одежде в ближайшем будущем: может появиться одежда, которая учитывает перемену погоды, потребности тела, обстоятельства и соответственно меняется. Максимально персонализированные костюмы, подстраивающиеся под владельца и его жизнь.

Авторы рассуждают о факторах, которые сейчас влияют на моду намного сильнее, чем раньше: блогеры, знаменитости, киноиндустрия, фотошоп, предъявление к красоте жестких и часто невыполнимых, нечеловеческих требований, влияние на обычных неидеальных людей глянца и соцсетей, которые эти требования им агрессивно навязывают.

Совокупность этих факторов провоцирует постоянные неврозы: как у дизайнеров, которые не успевают создавать по-настоящему художественные, продуманные, вдохновенные коллекции в заданном сумасшедшем ритме, так и у обывателя, для которого бездумное следование моде оборачивается постоянной сменой гардероба, бессмысленными тратами в погоне за новейшими трендами, невозможностью соответствовать стандартам. Очень интересна глава о фотошопе, написанная Ольгой Вайнштейн, в которой она рассказывает о бунте, поднятом актрисами и фэшн-моделями против ретуширования фотографий, когда изображение лица и тела практически лишается всего неидеального, человеческого, живого: «В подобных ракурсах тело приобретает визуальную замкнутость, завершенность, напоминая запечатанную товарную упаковку. Можно анализировать это явление и с точки зрения оппозиции "природа — культура", когда подавленная природная телесность с ее волосами, жидкостями, всяческими неровностями и выпуклостями устраняется, а ее место с триумфом занимает закругленно-гладкий продукт — оформленная по всем правилам репрезентация тела, предназначенная для потребления в системе глянцевой культуры».

Авторы поднимают и вопросы экологии: быстрая мода, низкие цены на одежду и моментальная смена трендов приводит к огромным объемам производства одежды, которая носится один сезон и выбрасывается, покупается новая и так до бесконечности. Невозможно умолчать и об условиях производства, часто нарушающих не просто права трудящихся, а права человека вообще, о частоте трагедий, пожаров, обрушений зданий на производстве одежды — потогонном труде за мизерную плату в странах третьего мира. По словам Сэнди Блэк, мир моды остается крайне противоречивым: «Искусные творения кутюрье и сшитые на заказ изделия противостоят дешевой ("одноразовой") одежде, производимой в больших количествах; атмосфера роскоши, отличающая Пятую авеню в Нью-Йорке или Бонд-стрит в Лондоне, контрастирует с бедностью, которая часто господствует среди населения стран-производителей; циклы сезонных изменений, неизбежно влекущие за собой бессмысленные расходы, одновременно приносят кому-то средства к существованию и составляют важную статью дохода; одержимость новизной соседствует с тягой к старине».

Затрагивается вопрос о моде как искусстве: мода в отсутствие человека, мода в пространстве музея, мода в историческом контексте, глобализация и национальный колорит. Интересно и явление дизайнеров-аутсайдеров, представленных такими яркими именами в современной моде, как Рей Кавакубо и Рэй Оуэнс, которые творят уникальные миры, ориентируясь на собственную достаточно узкую аудиторию и практически не участвуя в «ярмарке тщеславия» мирового модного синдиката.

Рэй Кавакубо, японский дизайнер, основательница брэнда Comme des Garcons

И все-таки, как авторы отвечают на вопрос, поставленный в заголовке? Ждет ли нас конец моды? В привычном понимании — да, «мы уперлись в пустоту, исчерпанность конкретных категорий, когда понятие "мода" уже ничего не проясняет, а само требует определения, сопоставимого с тем, как оно расширилось на практике», пишет Хейзел Кларк. На самом деле мода как телесная практика не может исчезнуть, но может кардинально, непредставимо измениться.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юкио Мисима «Дом Кёко»

Отличная новость для любителей точной, яркой, пронзающей сердце прозы японского классика Юкио Мисимы — в издательстве «Азбука-Аттикус» впервые на русском языке вышел роман «Дом Кёко». Интересно, что, когда в 1959 году состоялась первая публикация в Японии, книга не понравилась ни критикам, ни читателям. Немного о причинах неприятия этого своеобразного романа современниками можно узнать из замечательной статьи Александра Чанцева, которая предваряет издание. Я же обращусь к самому тексту. Юкио Мисима. Дом Кёко / пер. с яп. Е. Струговой. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2023. — 544 с. — (Большой роман). Роман повествует о группе людей, непонятно, чем связанных, — кроме факта, что они «тусят» в гостях у общительной разведенной красавицы Кёко: «безумное поклонение хаосу, свобода, безразличие и при этом постоянно царящая атмосфера горячей дружбы, вот что такое дом Кёко» . Такое бывает обычно в молодости — очень разные люди проводят вместе много времени и чувствуют общность, а потом, взросле

Владислав Ходасевич. Критика и публицистика. 1905-1927 гг.

Читала эту книгу долго, медленно, с перерывами. Поскольку сама пишу о книгах довольно давно, работала в разных изданиях и форматах, всегда интересно, как писали/пишут другие. Критику Ходасевича обрывочно читала и раньше, но была счастлива достать издание, где собрано все (за определенный период) в одном месте. Начинал он еще в Российской империи, первая статья написана в девятнадцать лет. Но вовсю развернулся и зазвучал уже в эмиграции, став ведущим критиком литературы русского зарубежья. Между 1905 (годом его первой рецензии и первой русской революции) и 1927-м произошло многое и в личной жизни Ходасевича, и в жизни страны: война, еще две революции, попытка сотрудничать с новой властью и найти свое место в новом мире, наконец, отъезд, сначала временный, потом осознание, что возвращения не будет. Конечно, в его текстах есть отголоски всех этих событий, но только «к слову», там, где это имеет отношение к предмету статьи. Ходасевич предстает безупречным критиком: начитанный, внимател

Томас Гунциг «Учебник выживания для неприспособленных»

Начало книги обещало жестокое, честное, шокирующее описание современного мира потребления, продаж, опустошения и безразличия, в котором у людей есть только работа, усталость и диван с телевизором по вечерам. Я ожидала, что сейчас прочту нечто удивительное и болезненно очищающее, такое кристально-хрустальное, бескомпромиссную бизнес-антиутопию в жанре «Живи, вкалывай, вкалывай, вкалывай, сдохни» – потому что автор явно сам в ужасе от того, что мы сделали с нашим миром в тот момент, когда открыли первый супермаркет. Герои поначалу кажутся мало связанными между собой, словно писатель пытается дать общую картину через призму различных судеб и кусочков мозаики. На первых же страницах мы встречаем теорию большого бизнес-взрыва: «Затрепетали безымянные частицы. Вздрогнули кванты, столкнулись атомы… <…> И вот тогда-то появился бизнес-план. И кое-что стало вещью и постигло смысл своего существования. <…> Расцвели морские анемоны, очень красивые, они мягко колыхались в толще почти