Две книги ирландского писателя Колма Тойбина, которые лет пять назад, когда вышли, получили множество положительных отзывов с атрибуциями «тихие спокойные романы просто про жизнь».
Общее впечатление об обеих книгах сразу: это чем-то
напоминает Вирджинию Вулф, знаете, ее «жизнь, Лондон, этот момент июня», да и
главные героини женщины. «Нора Вебстер» – прямо-таки ирландская версия романа
«На маяк», одного из самых совершенных романов вообще, как мне кажется. Это эмоциональное
включение в протекающую мимо жизнь очень подкупает — читаешь взахлеб, как
героиня выбирает платье, или пытается покрасить потолок, или бесится от простых
разговоров с тетушкой или соседкой. Обе книги очень интровертные, а обе
героини, хоть и разные по внешним характеристикам (Эйлиш молодая, только
начинает жизнь, одинокая девушка вдали от дома, а Нора — вдова с четырьмя
детьми и кучей родственников, которые постоянно вмешиваются в ее жизнь), на
самом деле очень похожи — писатель придал им одинаковую созерцательность,
склонность никому ничего о себе не рассказывать и пытаться жить по-своему
вопреки давлению социума. Тем не менее от двух рассказанных историй впечатление
осталось разное.
«Бруклин» — это такая «Золушка», только в пятидесятых.
Героиня, едва став взрослой, уезжает сразу в Нью-Йорк, там без затруднений
находит работу, получает образование, встречает идеального мужчину и вообще ей
поразительно везет во всем. Несмотря на приступ тоски по родине, от которого ей
становится физически плохо, когда все существо захватывает чувство, будто
«заперли в месте, где совсем ничего нет», лишенном воспоминаний и знакомых
реалий, Эйлиш быстро осваивается в Бруклине. Все готовы ей помочь, ее окружают
чуткие, отзывчивые люди — понимающая начальница на работе, искренне любящая ее
домохозяйка, готовый найти деньги на обучение и всячески помочь отец Флуд (и
только он выглядит более-менее реалистично) и наконец мужчина, который сразу в
нее влюбляется, слушает ее, ухаживает так, как нельзя и мечтать, знакомит с семьей
и мечтает жениться (спойлер — она встретит не одного, а двух таких Мужчин
Мечты).
Сначала обманываешься, веришь в этот лишенный подлости,
благородный мир, где все счастливы, а если временно несчастны, но все равно
светлы, как святые. Ощущение, что я попала в романтическое кино, настигло меня
только на 252 странице, то есть ближе к концу романа. И сразу все рассыпалось —
это же просто сон, все слишком прекрасно, героиня ни разу не встретила ни
одного настоящего препятствия, она и умная, и красивая, и все заботятся о ней,
и учеба ей дается легко, и на работе ценят, и весь мир на ее стороне. В этот
момент мне показалось, что я читаю Фэнни Флэгг — очень не люблю ее книги за эту
приторность, беспроблемность, фальшь.
И именно в этот момент героиня внезапно совершает
неожиданный поступок (не буду спойлерить), и ее образ вдруг обретает
психологизм — вот с виду тихая, приличная, вежливая девушка, которая может и
нагрубить внезапно, и обмануть, и совершить подлость, и не рассказать чего-то
важного родным, и все это не со зла и без умысла. Просто она плывет по течению,
вообще не задумываясь о последствиях, и не хочет проблем. Вот для чего нужны
были идеальные обстоятельства — чтобы ярче, более выпукло показать неидеальную
главную героиню, которая, будучи в целом хорошим, добрым человеком, может
творить лютую дичь — как и все мы. Под конец тихая Эйлиш отчетливо
ассоциировалась у меня с героиней Николь Кидман в фильме «Догвилль» — с ее
притворной покорностью, высокомерным самоуничижением, только Эйлиш не притворяется,
она лишь продукт своей среды — и об этом подробнее рассказывает вторая книга,
«Нора Вебстер».
Действие «Норы Вебстер» происходит в городке Эннискорти,
откуда уехала в Америку Эйлиш из предыдущей книжки и где родился и вырос сам
Колм Тойбин. Главная героиня окружена огромным количеством разных людей —
родственников, друзей, знакомых, но город маленький, и отношения горожан тесно
переплетены. Душная атмосфера и сложные взаимодействия с людьми описаны
мастерски — место, где нельзя дойти до работы, не встретив знакомого, сильно
давит на любую психику, а статус новоиспеченной вдовы, какова Нора в начале
повествования, по сути, ставит ее под софит городского внимания. Любой поступок
или высказывание оцениваются, обсуждаются, подчас осуждаются. А она только что осталась
одна с детьми, и ей надо заново выстраивать быт, менять привычки, искать свое
место.
Если в «Бруклине» мне отчаянно не хватало стиля, красоты
слога — там было столько событий, что писатель едва успевал их просто
перечислять, — то здесь появляется и метафоричность, и художественная деталь.
Это дает неожиданный эффект: сюжет и перипетии, происходящие с героиней,
начинают казаться надуманными и искусственными по сравнению с этими
атмосферными воздушными эпизодами, где Нора размышляет о старом доме, любуется
морем или размышляет о себе и своих близких. Но все-таки этот роман затягивает
намного сильнее, в нем ни разу не возникает ощущения фальши, странной сладкой
дымки, в которой тонет «Бруклин». Здесь чувствуется сверхзадача — неторопливо
описывать чувства, мир, вещи, воспоминания, и это отсылает к романам Вирджинии
Вулф, но эта красивая, легкая, нежная ткань натянута на сюжет, порой кажущийся
нескладным, надуманным. Книга очень напоминает по настроению и стилю «На маяк»,
но Вулф органично сочетает семейные перипетии с атмосферными описаниями, так
что сюжет больше похож на узор, вплетенный в ткань, чем на каркас, на который
она натянута, как у Тойбина. Что еще важно — здесь есть ирландский юмор,
немного напоминающий «Дублинцев» Джойса. В «Бруклине» с юмором было туговато.
Вот очень вулфовская цитата из «Норы Вебстер»: «Мысленно она
снова перенеслась в Куш и попыталась вспомнить летний день: дети сдергивают с
вешалки одежду и полотенца, стремглав несутся на пляж; она и Морис в сумерках
идут по тропинкам домой, отгоняя роящихся мошек, на подходе к дому слышат, как
дети в комнате играют в карты. Все кануло в прошлое и не вернется. Дом опустел.
Она представила жалкие в темноте комнатушки. Неприветливые. Вообразила стук
дождя по оцинкованной крыше, дребезжание дверей и окон на ветру, голые каркасы
кроватей, снующих в щелях насекомых, беспощадное море».
Впечатление от книг двоякое. С одной стороны, я прочитала их
с удовольствием, с другой есть в них искусственность, налет нереальности, не
могу до конца поверить в этих людей и полюбить их (со всеми их очень
человечными и понятными недостатками).
На русском у Тойбина вышла еще одна книга, посвященная
Томасу Манну. Интересно будет увидеть в центре его книги мужчину, а не женщину.
Интересно будет к тому же посмотреть его глазами на любимого писателя.
Комментарии
Отправить комментарий