К основному контенту

Юлия Никитина «Дневник штормов»

Юлия Никитина — художница родом из Салехарда, в своих графических романах воспевающая родной Север. Любить север намного сложнее, чем юг, — как сложнее сойтись на короткой ноге с молчаливым замкнутым человеком, нежели с легким разговорчивым солнышком. Но это не значит, что выбирать стоит всегда только легкие пути. Юлия в своей книге «Дневник штормов» рассказывает почему.

Юлия Никитина. Дневник штормов : графический роман. — СПб.: Бумкнига, 2019. — 144 с., ил.

Давно не встречала такой искренности, откровенности, такой теплоты и в хорошем смысле слова простоты. Юлия рассказывает, как ездила из Салехарда на несколько дней через Лабытнанги и Полярный Урал в Воркуту и до побережья Карского моря, о том, как жила у знакомой пары, ходила гулять по лесам и горам, видела оленей и четырехсотлетнюю лиственницу, пыталась объяснить собаке, что чай — это не еда, как стояла на краю земли, где «должна быть пустота, но ее нет. На берегу растут золотой корень и камнеломка. На холме — брошенная фактория и старое ненецкое кладбище. Я представляла себе это иначе».

Это действительно дневник, путевые заметки, причем очень личные: не создается ощущения, что они написаны и нарисованы специально для публикации. Юлия пишет обо всех трудностях, страхах, проблемах со здоровьем, о своей тревожности, которая оказалась болезнью, а не частью характера, о том, как в поезде на далеком севере, когда вокруг незнакомые люди, у нее вдруг начинаются месячные, о том, как ей приходится раз за разом преодолевать собственную слабость. Но именно это ей и нужно, ведь самое страшное — «прожить скучную жизнь, такую, в которой я ничего не увижу и ничего не узнаю. Это страшнее тошноты, людей, транспорта и социальной неловкости. Этот страх гонит меня в прямом смысле на край земли».

Несмотря на кажущуюся наивность такого подхода — просто взять и рассказать о поездке со всеми ее неудачами: о несложившихся приключениях, о потерянных из-за дождей днях, о том, как неудобно ехать в переполненном вездеходе, о том, как страшно иногда даже встать утром, — «Дневник штормов» дарит то важное, что дарили нам когда-то в детстве приключенческие романы. Надежду на огромное будущее, которое лежит перед нами, и в нашей власти нарисовать его таким, как нам хочется, несмотря на все ограничения — телесные, политические, финансовые, бытовые. Все эти ограничения только в нас самих, это лишь отговорки, чтобы поддаться собственному страху. Но можно приручить этот страх и заставить его работать на себя. Делать, хотя страшно. Добиваться, пусть не с третьего и даже не с пятого раза. Идти вперед. Узнавать новое, меняться, разглядывать красоту вокруг, бережно сохранять ее в сердце, верить в себя. Необязательно для этого непременно ехать на север, думаю, каждый найдет свое вдохновение в этом рассказе. Просто путешествие, наверное, самый простой и действенный способ взглянуть на мир под другим углом. И речь вовсе не идет о том, что обязательно надо достичь успеха, ведь для героини встать с утра и уехать куда-то — уже успех. Скорее, о полноте жизни, неизведанности мира, где неизвестное прячется рядом, надо только раскрыть глаза. Впрочем, северная природа выступает здесь не только сама по себе, но и как метафора красивого, но сурового, жестокого мира, в котором самыми важными оказываются тепло в любом его виде и концентрации (горячие напитки, теплые куртки, доброе слово, человеческая забота) и взаимопомощь, ведь в таких условиях не выжить, если человек человеку меньше, чем брат.

Из графического романа «Дневник штормов»

«Я нашла большой мир, которым не могу управлять. И это прекрасно», — пишет Юлия о том, что ищет в таких путешествиях. А читатель найдет в ее дневнике красоту, доброту и умение все это ценить. И, конечно, вдохновение — дерзать, несмотря на страхи, помнить, хотя время стирает всё, не предавать мечты. А еще замечательные рисунки, полные деталей и внимания к миру вокруг.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юкио Мисима «Дом Кёко»

Отличная новость для любителей точной, яркой, пронзающей сердце прозы японского классика Юкио Мисимы — в издательстве «Азбука-Аттикус» впервые на русском языке вышел роман «Дом Кёко». Интересно, что, когда в 1959 году состоялась первая публикация в Японии, книга не понравилась ни критикам, ни читателям. Немного о причинах неприятия этого своеобразного романа современниками можно узнать из замечательной статьи Александра Чанцева, которая предваряет издание. Я же обращусь к самому тексту. Юкио Мисима. Дом Кёко / пер. с яп. Е. Струговой. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2023. — 544 с. — (Большой роман). Роман повествует о группе людей, непонятно, чем связанных, — кроме факта, что они «тусят» в гостях у общительной разведенной красавицы Кёко: «безумное поклонение хаосу, свобода, безразличие и при этом постоянно царящая атмосфера горячей дружбы, вот что такое дом Кёко» . Такое бывает обычно в молодости — очень разные люди проводят вместе много времени и чувствуют общность, а потом, взросле

Владислав Ходасевич. Критика и публицистика. 1905-1927 гг.

Читала эту книгу долго, медленно, с перерывами. Поскольку сама пишу о книгах довольно давно, работала в разных изданиях и форматах, всегда интересно, как писали/пишут другие. Критику Ходасевича обрывочно читала и раньше, но была счастлива достать издание, где собрано все (за определенный период) в одном месте. Начинал он еще в Российской империи, первая статья написана в девятнадцать лет. Но вовсю развернулся и зазвучал уже в эмиграции, став ведущим критиком литературы русского зарубежья. Между 1905 (годом его первой рецензии и первой русской революции) и 1927-м произошло многое и в личной жизни Ходасевича, и в жизни страны: война, еще две революции, попытка сотрудничать с новой властью и найти свое место в новом мире, наконец, отъезд, сначала временный, потом осознание, что возвращения не будет. Конечно, в его текстах есть отголоски всех этих событий, но только «к слову», там, где это имеет отношение к предмету статьи. Ходасевич предстает безупречным критиком: начитанный, внимател

Томас Гунциг «Учебник выживания для неприспособленных»

Начало книги обещало жестокое, честное, шокирующее описание современного мира потребления, продаж, опустошения и безразличия, в котором у людей есть только работа, усталость и диван с телевизором по вечерам. Я ожидала, что сейчас прочту нечто удивительное и болезненно очищающее, такое кристально-хрустальное, бескомпромиссную бизнес-антиутопию в жанре «Живи, вкалывай, вкалывай, вкалывай, сдохни» – потому что автор явно сам в ужасе от того, что мы сделали с нашим миром в тот момент, когда открыли первый супермаркет. Герои поначалу кажутся мало связанными между собой, словно писатель пытается дать общую картину через призму различных судеб и кусочков мозаики. На первых же страницах мы встречаем теорию большого бизнес-взрыва: «Затрепетали безымянные частицы. Вздрогнули кванты, столкнулись атомы… <…> И вот тогда-то появился бизнес-план. И кое-что стало вещью и постигло смысл своего существования. <…> Расцвели морские анемоны, очень красивые, они мягко колыхались в толще почти