Юлия Никитина — художница родом из Салехарда, в своих графических романах воспевающая родной Север. Любить север намного сложнее, чем юг, — как сложнее сойтись на короткой ноге с молчаливым замкнутым человеком, нежели с легким разговорчивым солнышком. Но это не значит, что выбирать стоит всегда только легкие пути. Юлия в своей книге «Дневник штормов» рассказывает почему.
Юлия Никитина. Дневник штормов : графический роман. — СПб.: Бумкнига, 2019. — 144 с., ил. |
Давно не встречала такой искренности, откровенности, такой теплоты и в хорошем смысле слова простоты. Юлия рассказывает, как ездила из Салехарда на несколько дней через Лабытнанги и Полярный Урал в Воркуту и до побережья Карского моря, о том, как жила у знакомой пары, ходила гулять по лесам и горам, видела оленей и четырехсотлетнюю лиственницу, пыталась объяснить собаке, что чай — это не еда, как стояла на краю земли, где «должна быть пустота, но ее нет. На берегу растут золотой корень и камнеломка. На холме — брошенная фактория и старое ненецкое кладбище. Я представляла себе это иначе».
Это действительно дневник, путевые заметки, причем очень
личные: не создается ощущения, что они написаны и нарисованы специально для
публикации. Юлия пишет обо всех трудностях, страхах, проблемах со здоровьем, о
своей тревожности, которая оказалась болезнью, а не частью характера, о том,
как в поезде на далеком севере, когда вокруг незнакомые люди, у нее вдруг начинаются
месячные, о том, как ей приходится раз за разом преодолевать собственную
слабость. Но именно это ей и нужно, ведь самое страшное — «прожить скучную
жизнь, такую, в которой я ничего не увижу и ничего не узнаю. Это страшнее
тошноты, людей, транспорта и социальной неловкости. Этот страх гонит меня в
прямом смысле на край земли».
Несмотря на кажущуюся наивность такого подхода — просто взять
и рассказать о поездке со всеми ее неудачами: о несложившихся приключениях, о потерянных
из-за дождей днях, о том, как неудобно ехать в переполненном вездеходе, о том,
как страшно иногда даже встать утром, — «Дневник штормов» дарит то важное, что
дарили нам когда-то в детстве приключенческие романы. Надежду на огромное
будущее, которое лежит перед нами, и в нашей власти нарисовать его таким, как
нам хочется, несмотря на все ограничения — телесные, политические, финансовые,
бытовые. Все эти ограничения только в нас самих, это лишь отговорки, чтобы
поддаться собственному страху. Но можно приручить этот страх и заставить его работать
на себя. Делать, хотя страшно. Добиваться, пусть не с третьего и даже не с
пятого раза. Идти вперед. Узнавать новое, меняться, разглядывать красоту
вокруг, бережно сохранять ее в сердце, верить в себя. Необязательно для этого
непременно ехать на север, думаю, каждый найдет свое вдохновение в этом рассказе.
Просто путешествие, наверное, самый простой и действенный способ взглянуть на
мир под другим углом. И речь вовсе не идет о том, что обязательно надо достичь
успеха, ведь для героини встать с утра и уехать куда-то — уже успех. Скорее, о
полноте жизни, неизведанности мира, где неизвестное прячется рядом, надо только
раскрыть глаза. Впрочем, северная природа выступает здесь не только сама по
себе, но и как метафора красивого, но сурового, жестокого мира, в котором самыми
важными оказываются тепло в любом его виде и концентрации (горячие напитки,
теплые куртки, доброе слово, человеческая забота) и взаимопомощь, ведь в таких условиях
не выжить, если человек человеку меньше, чем брат.
Из графического романа «Дневник штормов» |
«Я нашла большой мир, которым не могу управлять. И это
прекрасно», — пишет Юлия о том, что ищет в таких путешествиях. А читатель
найдет в ее дневнике красоту, доброту и умение все это ценить. И, конечно,
вдохновение — дерзать, несмотря на страхи, помнить, хотя время стирает всё, не
предавать мечты. А еще замечательные рисунки, полные деталей и внимания к миру
вокруг.
Комментарии
Отправить комментарий