Повесть с названием, как у книги по программированию, написана сухим описательным языком, без красот и ярких метафор, просто перечисляющим, что происходит, словно автор пишет не художественную книгу, а документацию или пользовательскую историю. Поскольку и герои в повести работают в IT-индустрии (главная героиня — своеобразный, но все-таки тестировщик, прямо как я), и сам автор айтишник, сведение текста только к сюжету имеет интересный эффект погружения в головы программистов, которые, конечно, не такие, как обычные люди (и теперь, спустя пять лет в разработке, я чуть лучше это понимаю). У них есть проблемы с выражением чувств, они стараются быть рациональными даже там, где это явно лишнее (например, в отношениях с людьми), они мыслят логически, и где-то это восхищает, а где-то от этого становится грустно.
Такая скупость выразительных средств не мешает заглотить
повесть целиком. Потому что тут все-таки есть эмоции: человеческие и не только.
Есть история неразделенной любви и самопожертвования, история материнского
чувства к неживым объектам и даже история спасения мира, пусть и виртуального.
Айтишники узнают знакомую им реальность, где продукты
устаревают через год, хорошие проекты закрываются из-за проблем с продажами и
финансами, а по-настоящему крутые проекты делает на интерес группа энтузиастов.
Далекие от IT читатели
найдут здесь живых героев с понятными чувствами и проблемами, симпатичных дигитантов
(цифровых зверушек), которые медленно, ошибаясь, меняясь, как настоящие дети,
учатся жить, привычные по локдауну реалии видеозвонков и совещаний (книга
2010-го года, к слову) и много ненавязчиво поданных поводов для размышлений о
том, кто мы, так ли мы уникальны и какое будущее готовит нам цифровизация мира.
Несколько цитат:
«Еще девочкой она мечтала продолжить работу, которую в
Африке делали Фосси и Гудолл, однако ко времени окончания школы
человекообразных обезьян на планете осталось так мало, что наилучшим вариантом
для Аны стала работа в зоопарке. А теперь на повестке дня — дрессировка
виртуальных домашних питомцев. На примере ее карьеры можно проследить, как с депрессивной
очевидностью съеживается мир природы».
«— Ведь сейчас ваши дигитанты, бесспорно поразительные
существа, не имеют рабочих навыков, которые были бы востребованы на рынке, и вы
не можете сказать, когда они такие навыки приобретут. И как же вы предполагаете
собрать деньги, которые вам нужны?
"Сколько женщин задавали себе тот же вопрос", —
думает Ана».
«…опыт не просто лучший учитель, опыт — единственный
учитель. Если она чему-то научилась, воспитывая Джакса, так это тому, что нет
коротких путей к цели; если ты хочешь воспитать здравый смысл, который приходит
после двадцати лет жизни в мире, тебе нужно потратить на эту задачу двадцать
лет. Нельзя собрать эквивалентную коллекцию эвристических методов за более
короткое время; опыт несжимаем алгоритмически».
О дигитантах — цифровых питомцах, живущих в виртуальной
реальности:
«Для него клавиатура и экран — жалкий эрзац его
пребывания там, столь же суррогатный и неинтересный, как видеоигра с тематикой
джунглей для шимпанзе, привезенного из Конго».
«В какой-то момент у нас появится столько дигитантов, что
их хватит для формирования самодостаточной популяции, и тогда они уже не будут
зависеть от общения и взаимодействия с человеком».
«Годы, которые она провела, воспитывая Джакса, сделали
его не просто интересным собеседником, он не просто обзавелся хобби и приобрел
чувство юмора. Эти годы дали ему все те свойства, в которых заинтересована
Exponential: живость и легкость перемещения в реальном мире, творческий подход
к урегулированию новых проблем, способность суждения, которой можно доверить
принятие важных решений. Каждое качество, которое делает личность более ценной,
чем обычная база данных, есть результат опыта».
«Марко и Поло — не люди, и думать о них, как если бы они
были людьми, — ошибка, и он вынуждает их соответствовать его ожиданиям, вместо
того чтобы позволить им быть самими собой. Что более уважительно: относиться к
ним как к людям или принять тот факт, что людьми они не являются?»
Комментарии
Отправить комментарий