К основному контенту

Александр Соколов «Странная обезьяна: Куда делась шерсть и почему люди разного цвета»


Хороший образец научно-популярной литературы с уклоном в научное больше, чем в популярное. Взяв за основу очень узкую тему – эволюцию волос и пигментации человека, – Соколов на самом деле пишет о том, «что такое хорошие научные догадки и чем они отличаются от прочих — нехороших или ненаучных», руководствуясь максимальной честностью и объективностью, которые требуют от автора «называть догадки догадками, отделять сильные догадки от слабых и не прятать слабые места даже самых сильных догадок». В итоге это книга об истории идей, как и кто предлагал разные версии и объяснения исчезновению (но не полному) волос у человека, разнообразию их структуры и цвета, почему кожа сначала стала темной, потом на севере снова посветлела. Что еще важно: насколько я поняла, эта едва ли не первая книга на эту тему. Соколов проделал огромную работу, проанализировав и собрав воедино множество разрозненных статей, исследований, экспериментов, предположений, идей, обобщив имеющуюся на данный момент информацию об истории наших волос и пигментации кожи. А еще он отрастил бороду, пока писал книгу, и сбрил сразу, как только книга вышла :) Кстати, в тексте он часто ссылается на свой личный опыт и предлагает то же самое проделать читателю – и ты сразу вспоминаешь, что читаешь в том числе о себе.




Соколов, как примерный научный журналист, настолько глубоко погрузился в тему, пока писал эту книгу, что некоторые фрагменты гуманитарию, забывшему напрочь школьную биологию, воспринимать непросто. Страницы с описанием биохимических и генных процессов в организме – хорошая встряска для мозга. Это уже не развлекательное чтиво (к чему были близки две первые книги автора «Мифы об эволюции» и «Учёные скрывают? Мифы XXI века», такое «поржать» для просвещенных). Книга о странной полысевшей обезьяне держит в тонусе, заставляет мучительно вспоминать основательно забытые знания, что-то гуглить, что-то позволять себе так и оставить за гранью понимания. Автор балансирует между сложностью и популярностью, но делает выбор в пользу сложности, ведь упрощение может в итоге ввести в заблуждение. Это комплимент – обычно в нон-фикшне меня как раз раздражает, что автор считает читателя тупым и начинает шутить шутки и травить анекдоты вместо того, чтобы сосредоточиться на теме.

Шутки и анекдоты здесь, впрочем, тоже присутствуют, дают передышку и немного ослабляют накал между сложными главами: чего стоят веселые главы про блондинок, про цвет глаз, про скелет короля Ричарда III, найденный на автостоянке, или инструкция, как быстро и легко придумать собственную эффектную теорию происхождения человека. Замечательно и то, что автор касается социального аспекта: все-таки цвет кожи, загар или его отсутствие, волосы и прически, стереотипы о блондинках – все это неизбежная часть нашей жизни, и откуда-то у всего этого растут ноги. Социальные веяния влияют и на сами исследования – было бы сложно, например, описывая тему, не упомянуть расизм и ученых-расистов. Еще позабавила история об ученом, продвигавшем научную идею о пользе солнца и загара, так как у него был контракт с фирмой, производившей солярии. Что ж, все мы люди, и даже научное исследование может попасть под влияние коммерческих интересов, общественных и личных предрассудков, даже моды.

Александр Соколов. Фото: Антропогенез.ру

Многое все-таки стало понятнее благодаря объяснениям автора, который прибегал и к сравнениям с животными, и к описаниям разных экспериментов и находок, и к подробным пояснениям, что там, внутри нас, внутри цепочки предыдущих поколений, происходило и продолжает происходить, и, конечно, к своему фирменному интеллигентному юмору.

На самом деле книга получилась не столько о коже и волосах, сколько о том, как работает наука, какими способами она пытается выяснить определенные вещи, как проверяются гипотезы, как много еще предстоит проверить и узнать. Чего в ней нет – так это однозначного ответа на поставленный вопрос, потому что он пока не исследован до конца. Что ж, история не окончена, ученые продолжают «копать».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юкио Мисима «Дом Кёко»

Отличная новость для любителей точной, яркой, пронзающей сердце прозы японского классика Юкио Мисимы — в издательстве «Азбука-Аттикус» впервые на русском языке вышел роман «Дом Кёко». Интересно, что, когда в 1959 году состоялась первая публикация в Японии, книга не понравилась ни критикам, ни читателям. Немного о причинах неприятия этого своеобразного романа современниками можно узнать из замечательной статьи Александра Чанцева, которая предваряет издание. Я же обращусь к самому тексту. Юкио Мисима. Дом Кёко / пер. с яп. Е. Струговой. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2023. — 544 с. — (Большой роман). Роман повествует о группе людей, непонятно, чем связанных, — кроме факта, что они «тусят» в гостях у общительной разведенной красавицы Кёко: «безумное поклонение хаосу, свобода, безразличие и при этом постоянно царящая атмосфера горячей дружбы, вот что такое дом Кёко» . Такое бывает обычно в молодости — очень разные люди проводят вместе много времени и чувствуют общность, а потом, взросле

Владислав Ходасевич. Критика и публицистика. 1905-1927 гг.

Читала эту книгу долго, медленно, с перерывами. Поскольку сама пишу о книгах довольно давно, работала в разных изданиях и форматах, всегда интересно, как писали/пишут другие. Критику Ходасевича обрывочно читала и раньше, но была счастлива достать издание, где собрано все (за определенный период) в одном месте. Начинал он еще в Российской империи, первая статья написана в девятнадцать лет. Но вовсю развернулся и зазвучал уже в эмиграции, став ведущим критиком литературы русского зарубежья. Между 1905 (годом его первой рецензии и первой русской революции) и 1927-м произошло многое и в личной жизни Ходасевича, и в жизни страны: война, еще две революции, попытка сотрудничать с новой властью и найти свое место в новом мире, наконец, отъезд, сначала временный, потом осознание, что возвращения не будет. Конечно, в его текстах есть отголоски всех этих событий, но только «к слову», там, где это имеет отношение к предмету статьи. Ходасевич предстает безупречным критиком: начитанный, внимател

Томас Гунциг «Учебник выживания для неприспособленных»

Начало книги обещало жестокое, честное, шокирующее описание современного мира потребления, продаж, опустошения и безразличия, в котором у людей есть только работа, усталость и диван с телевизором по вечерам. Я ожидала, что сейчас прочту нечто удивительное и болезненно очищающее, такое кристально-хрустальное, бескомпромиссную бизнес-антиутопию в жанре «Живи, вкалывай, вкалывай, вкалывай, сдохни» – потому что автор явно сам в ужасе от того, что мы сделали с нашим миром в тот момент, когда открыли первый супермаркет. Герои поначалу кажутся мало связанными между собой, словно писатель пытается дать общую картину через призму различных судеб и кусочков мозаики. На первых же страницах мы встречаем теорию большого бизнес-взрыва: «Затрепетали безымянные частицы. Вздрогнули кванты, столкнулись атомы… <…> И вот тогда-то появился бизнес-план. И кое-что стало вещью и постигло смысл своего существования. <…> Расцвели морские анемоны, очень красивые, они мягко колыхались в толще почти