Это третья книга Памука, которую я прочла. Первыми были «Мои странные мысли» и «Снег». Меньше всего мне понравился «Снег» – там много политики, сумбура, жестокости. От этого книга получилась не такая личная и искренняя, наверное (но это все равно очень хорошая книга). А вот «Мои странные мысли» и «Музей невинности» чем-то очень похожи. Они стоят на хрупком основании – мелочах повседневности, вещах, кратких мгновениях счастья, странных мыслях, привычках… Из этих эфемерных кирпичиков вырастают человеческие судьбы (судьбы маленьких людей, как сказали бы в школе), вырастает неприукрашенная честная жизнь.
Памук пишет очень легко, плетет текст из всего, что попалось под руку и пришло на ум. Эта кажущаяся простота и естественность дают эффект максимального приближения к настоящей жизни. Эти две его книги совершенно лишены искусственности и сконструированности, что обычно чувствуется вообще в любом большом тексте. Все-таки это действительно искусственное образование, созданное одним человеком. Памуку удается этого избежать. Читатель совершенно погружен в его текст – как в настоящее мгновение. Как и в настоящем мгновении какие-то моменты в тексте не замечаются, к ним возвращаешься мысленно уже после, когда начинаешь осмысливать прочитанное.
«Музей невинности» постепенно, глава за главой, вскрывает все зажившие болячки и нарывы, все, казалось, забытые несчастные влюбленности, потерянные дружбы, утраченные минуты счастья. Книга невероятно насыщенная, поэтому к середине страшно устаешь от боли в сердце, как будто его вскрыли консервным ножом. Читала отзывы на эту книгу – все единодушно пишут, что середина занудная и скучная. Нет, это не так. Из романа ничего нельзя выкинуть, просто к середине ты сам уже на страшном надрыве, а тебе все продолжают и продолжают расковыривать душевные раны. Устаешь не от текста, а от боли. Благодаря этой книге поняла, что такой насыщенный текст не должен быть очень длинным. С другой стороны, я давно не чувствовала такого очищающего, пронзительного эффекта от книги – словно долго болела, а тут пропила курс волшебных таблеток и проснулась здоровой. Или будто долго жила в состоянии холода и зимы, очень устала, хотя и привыкла, а тут вдруг – весна, чистое ясное небо, пение птиц и тепло. Нет, середина не скучная и не затянутая, она нужна и должна быть такой, какая есть.
Удивительны герои Памука. В центре история одного человека, Кемаля, рассказанная от первого лица. На протяжении повествования мы сосредоточены на нем одном и его переживаниях. Даже любовь всей его жизни Фюсун дана наметками – мы ничего не знаем о том, что она лично чувствует, что переживает. Но в итоге и ее судьба, и ее жизнь, и жизни других персонажей вырастают отчетливыми портретами. И книга оказывается больше, чем просто история любви одного человека. То же я чувствовала, когда читала «Мои странные мысли» – Памук умудряется, нанизывая простые детали и мелочи, создавать из них что-то огромное, больше, чем человек, и, может быть, больше, чем целый мир.
Обязательно прочитаю другие его книги. На мой взгляд, это один из интереснейших писателей современности. В нем есть что-то от Бунина (попытка передать непередаваемое с помощью незаметных глазу оттенков, игры света и теней), но Бунин таким образом писал небольшие рассказы, а Памук пишет огромные романы в 600-700 страниц. Тут нужно не только «легкое дыхание», но и огромные душевные силы.
О самом музее можно прочитать здесь: https://tonkosti.ru/Музей_невинности
Комментарии
Отправить комментарий